Иван Гецко: «Этой мой родной клуб»

21.03.2007
В этом году тренерский штаб «Черноморца» пополнился человеком, которого отлично знают и любят одесские болельщики. Один из лучших бомбардиров в истории одесского и украинского футбола Иван Гецко спустя много лет вернулся в ту команду, в которой и состоялся, как футболист.
— Это отчасти случайность, а, может быть, и закономерность, – рассказывает Иван Михайлович. – Я не хотел никуда уезжать из Одессы и надеялся, что рано или поздно, тренерский штаб и руководство клуба увидят во мне какую—то потребность и предложат мне работать в «Черноморце». Это мой родной клуб, здесь я начинал играть в большой футбол, сделал себе имя, отсюда попал в сборную СССР—СНГ, а потом и Украины. Все это произошло благодаря моей единственной команде «Черноморец», и вообще вся моя футбольная жизнь началась именно в рядах «моряков». Эта команда сделала для меня много всего, и я очень ей за это обязан.
— Ваши функции в команде уже получили какую—то определенность? Многим болельщикам, по аналогии с профессией «тренер вратарей», вы кажетесь потенциальным «тренером нападающих» «Черноморца»…
— Конечно, такой должности нет. Есть тренер, который отвечает за физическое состояние команды, есть, как вы правильно заметили, специалист по вратарям, есть наставники, которые помогают главному тренеру. И есть тренеры—селекционеры, которые занимаются поиском новых игроков, нужных клубу. Это и те юные дарования, которые находятся поблизости и на которых, может быть, не обращали внимания доселе, и состоявшиеся футболисты. Конечно, желательно, чтобы у них была украинская прописка, потому что существует лимит на легионеров, да и вообще, совсем немного сейчас в нашем футболе воспитанников отечественного футбола, это касается и Одессы, и всей страны. Задача тренера—селекционера и заключается в том, чтобы найти игрока и не ошибиться в нем, предугадать ту пользу, которую он может приносить в ближайшем будущем, играя на уровне высшей лиги. Эту пользу он будет приносить, опять—таки, не только своей команде, но и всему украинскому футболу.
Вот эти функции тренера—селекционера, в основном, пока и возложены на меня, а что будет дальше – жизнь покажет.
— Система работы тренеров—селекционеров 70—х и 80—х, которые находили много талантливых игроков и в том числе вас, абсолютно неприменима в настоящее время или есть какие—то общие обстоятельства?
— Я бы не сказал, что она совсем неприменима. Просто пошло большое отклонение в сторону легионеров. Если окинуть взором высшую лигу нашего чемпионата, мы увидим во многих командах, как минимум, 8—10 иностранных игроков, которые, видимо, чем—то лучше наших. «Черноморец» в этом плане, как вы знаете, немного отличается от других клубов. В Одессе нет легионеров из дальнего зарубежья, только из ближнего. У нас делается акцент на поиск местных, украинских игроков, которые бы могли сначала составить конкуренцию футболистам основного состава, а потом и полноправно шагнуть в него.
— Говоря о местных игроках, приходит в голову Ринар Валеев, игравший под вашим руководством в одесском «Сигнале», а сейчас вместе с вами оказавшийся в «Черноморце». Как вы оцениваете потенциал этого игрока, чем он похож и в чем отличается от своего старшего брата?
— Конечно, я бы хотел, чтобы на вопросы о потенциале Ринар ответил своим выходом в стартовом составе. Это было бы очень неплохо, я верю в него и надеюсь, что ему представится возможность проявить себя. Он один из тех игроков, на которых в дальнейшем возлагаются серьезные надежды. Дай Бог, чтобы я не ошибся, хотя от этого никто не застрахован. У него большой потенциал, а что касается разницы между ним и его братом, то я бы отметил сумасшедшее трудолюбие Ринара. У него есть желание играть в большой футбол. Конечно, все будет зависеть только от футболиста. Уровень его готовности на сегодняшний день, может быть, немного не соответствует высшей лиге, он пока, можно сказать, находится в тени, но в ближайшем будущем, я думаю, ему представится шанс показать себя и доказать, прежде всего, самому себе, а затем и всем остальным, что он не просто так находится в такой команде, как «Черноморец». В нем есть тот заряд, который может принести пользу команде.
— Иван Михайлович, болельщиков беспокоит слабая результативность нападающих в этом сезоне. Как знаменитый бомбардир в не таком далеком прошлом, что вы можете сказать по этому поводу, чего не хватает тем опытным мастерам, которые собраны в команде?
— Честно сказать, для меня это тоже серьезный и болезненный вопрос – почему наши форварды так мало забивают. Конечно, в «Черноморце» я человек новый и пока только присматриваюсь, вливаюсь в коллектив, поэтому о причинах мне судить сложно. Но я прекрасно знаю, как Венглинского, так и Шищенко, мне довелось еще выходить с ними на поле. Что один, что второй – одаренные нападающие, которые умеют забивать. Что—то не клеится, что—то не ладится. Не бывает такого, чтобы человек забивал—забивал, а потом вдруг перестал. Такое случается, когда функциональное состояние далеко от идеала, или психологическое, но этого в данной ситуации не должно быть. Я верю в наших форвардов, не только в Шищенко и Венглинского, но и в Бугаева, это нападающий с большим потенциалом.
— Я помню подобный случай в вашей карьере, когда вы играли в «Алании». Вы сделали хет—трик в первом же матче, а потом долгое время не могли отличиться…
— Я согласен, что у каждого нападающего бывают спады, случаются какие—то перемены, и он перестает забивать. Но имеет большое значение и то количество голевых моментов, которое создает форвард. В данной ситуации, не в каждой игре у наших нападающих есть достаточное количество голевых шансов. Когда у человека много возможностей, но он не забивает, можно вспомнить о нефарте, невезении, обратиться к Всевышнему. А когда форвард за игру имеет 1—2 момента – это маловато. И причины стоит искать не только в партнерах, а и внутри себя. Тем более, если мы говорим об игроках с именем, которые приносили много пользы и показывали отличный футбол, они не должны опускаться ниже определенного уровня. Это мое мнение по этому поводу.
— Мы беседовали с вами, когда вы только возглавили «Сигнал» и вы говорили о новой специфике работы, о том, что вы оказались «по ту сторону баррикад», перейдя из футболистов в тренеры. Что вам дала работа тренером в этой команде, и насколько вы освоились на тренерской стезе сейчас?
— Прежде всего, я скажу, что время лечит и это самое главное. Чем быстрее игрок в прошлом, тренер в настоящем и будущем, поймет, что он уже занимается чем—то другим, чем быстрее он перестроится, тем легче ему будет работать, то есть, заниматься своим любимым делом. Что касается «Сигнала», то для меня это было начало начал, и я не могу сказать, что это было потерянное время. За четыре года работы я сделал много выводов для себя, многое пересмотрел, как в своем отношении к людям, так и к своей деятельности. Чего—то мы добились, может быть, не такого большого, но мы становились призерами чемпионата Европы среди полицейских – в прошлом году заняли третье место в Германии, где костяк сборной Украины составляли футболисты команды «Сигнал». Для многих людей это был, возможно, потолок их возможностей и желаний, а для некоторых, может быть, это — стартовая площадка для того, чтобы добиться чего—то большого в жизни.
Поэтому, сказать, что годы прошли даром, я не могу. Я взял именно то, что мне было нужно в моем развитии, как тренера. Поэтому я ни о чем не жалею, разве что только об уровне соревнований, в которых принимала участие наша команда.