Юрий Романов: «Современный «Черноморец» сильнее своих предшественников»
23.03.2006
В год 70—летия «Черноморца» мы начинаем серию интервью c известными футболистами и тренерами, отдавшими долгие годы любимой команде. Людьми, которые и представляют собой историю нашего клуба. Сегодня мы побывали в гостях у футболиста «Черноморца» 60—х, человека, работавшего и начальником команды, и одним из ее тренеров — Юрия Михайловича РОМАНОВА, который является ровесником нашего клуба. 3—го января 2006 года ему исполнилось 70 лет.
— Сам я из Ростова—на—Дону, играл в команде завода «Ростсельмаш», после войны она называлась «Торпедо». В середине 50—х были на сборах в Сочи, и там Николай Морозов, тогдашний тренер московского «Торпедо», пригласил меня в Москву. В столице дали квартиру, и я остался там жить. В то время за автозаводцев играли такие футболисты, как Иванов, Стрельцов, Гомес. Я не входил в основной состав, но в ряде игр с этими «звездами» все же участвовал. А потом получилось так, что меня хотели забрать в армию, но во время сборов в Кишиневе, меня заприметил Зубрицкий и пригласил в Одессу, говорит: «Давай к нам в «Черноморец». Я посоветовался дома, все—таки в армию не хотелось идти, и решил принять предложение. Потом уже я привык к Одессе, и Зубрицкий выполнил все обещания по отношению ко мне. Дали квартиру, сначала на проспекте Шевченко, затем вот эту, на Преображенской. Кстати, в ней раньше жил Валера Поркуян, перед тем, как уехать в Днепропетровск в начале 70—х. В общем, так я стал одесситом.
— А «Черноморец» мог решить проблемы с армией?
— Да, они помогали в этом смысле. В Москве я учился в политехническом. Когда перебрался в Одессу — закончил здесь политех, а потом еще поступил в педагогический на спортивную специальность, так как мне хотелось после карьеры футболиста работать в спорте. Когда я закончил играть, поехал в Измаил тренировать «Дунаец» с Толей Колдаковым, но она через некоторое время развалилась. В 1972 году председатель спорткомитета Горбачев пригласил меня работать в бассовет ДСО «Водник», которому тогда принадлежал «Черноморец». В 1973 мы добились приглашения на тренерскую должность Ахмеда Алескерова, хотя его было не так просто переманить из Душанбе. Ахмед Лятифович за полтора года вывел команду из первой лиги на третье место в высшей. Тогда же мы получили звания заслуженных тренеров республики.
— Давайте вернемся к «Торпедо». Расскажите, как вам игралось с такими людьми, как Стрельцов, Иванов?
— В принципе, у меня уже был какой—то опыт. Я знал, что такое команда мастеров. Так что ни в «Торпедо», ни в «Черноморце» у меня не было никакой неуверенности, мандража, я спокойно вливался в коллективы. Играл и левого, и правого защитника, и центрального приходилось играть.
— А какими были Стрельцов и Иванов в общении?
— Нормальные люди, спокойные. Правда, Эдик потом стал пить, попал в плохую компанию. Я вам честно скажу, он немного зазнался. Ну а кончилось все это, конечно, очень печально…
Когда я уже играл в «Черноморце», он приезжал в Одессу и хотел устроиться в наш СКА. Я переговорил с командующим Одесского военного округа Бабаджаняном, большим любителем футбола, и он дал свое согласие. Стрельцов приехал, а ему ведь нельзя было сразу после тюрьмы играть, поэтому он хотел сделать это через кого—то. Бабаджанян был депутатом Верховного Совета и мог оказать содействие. И он действительно решил этот вопрос. Стрельцову разрешили играть за одесский СКА. Но он пришел к Бабаджаняну, расплакался и сказал: «Я — москвич, играл в «Торпедо», помогите, сделайте так, чтобы я все—таки туда вернулся». И Бабаджанян опять—таки решил этот вопрос через Верховный Совет, и Стрельцову разрешили играть. Мне приятно, что Одесса помогла Стрельцову вернуться в большой футбол.
— Расскажите о том «Черноморце» начала 60—х, за который вы выступали…
— Зубрицкий создал тогда очень хороший коллектив. Причем, в основном, команда состояла из местных ребят, из одесситов. Это способствовало созданию единого коллектива, и у нас тогда была очень хорошая команда.
— В те времена «Черноморец» имел серьезного конкурента—соперника в Одессе — команду СКА. Насколько соответствовали те матчи «Черноморца» со СКА слову дерби?
— СКА была довольно приличной командой. И мы соперничали друг с другом постоянно. Бывало, что мы проигрывали, но чаще побеждали. Игры проходили с большим ажиотажем, зрительским интересом. Такие дерби, вообще—то, были полезны росту популярности футбола в городе и нашему профессиональному росту.
— В 1974 году, триумфально закончившемся для дебютировавшего в высшей союзной лиге «Черноморца», вы успели поработать и начальником команды и одним из тренеров…
— Я тогда полностью перешел в футбольную команду из «Водника», чтобы уделять ей больше внимания, сосредоточиться на делах «Черноморца». В том году так все совпало, что и команда была хорошая, занявшая третье место в чемпионате СССР, и тренер просто умница. Ахмед Алескеров настраивал футболистов потрясающе, мало кто подходил к этому процессу с такой тщательностью. Он мог сначала собрать вратарей, потом защитников, полузащитников, по звеньям, в общем, провести беседы перед матчем. Потом собирались все вместе и решали тактические вопросы. В плане тактики он был королем. Да и во всех остальных смыслах. Мог вдохнуть жизнь своим наставлением, с земли поднять мертвого.
— За счет чего удалось так удачно выступить? В год дебюта сразу вскочить на третью строчку…
— Мы очень внимательно изучали наших соперников. Заранее посылали на матчи предстоящих противников своих людей, они делали записи, потом все вместе разбирали, изучали соперников. Ну и все то, что я уже сказал — отличная подобралась команда и прекрасный тренер.
Что касается моих функций в той команде, то я в основном решал различные организационные вопросы. Алескеров тренировал, а я бегал по инстанциям, облисполком и так далее, добивался решения материальных вопросов, чтобы ребятам выдали пару копеек.
— Футболисты тогда не очень много зарабатывали?
— Мы получали 140 рублей, не было ни премий, ничего. Только когда пришел новый председатель спорткомитета, стали платить премиальные за победу — по 120 рублей. Все равно это был мизер. Но самое главное, что в те времена ребятам давали квартиры. Нынешние футболисты зарабатывают много денег, но квартиры им не дают. Другое время.
— После того успешного года «Черноморец» пробился в еврокубки, играл с «Лацио». Насколько серьезное оживление в городе вызвал тот матч с римлянами?
— На этом матче стадион был наполнен до отказа, даже проходы были забиты. Дома выиграли 1:0, а там играли хорошо, но судья ни за что дал в наши ворота пенальти, а в добавленное время мы пропустили еще два гола.
— В том ответном матче была драка между Шевченко и Аммониачи, что конкретно там произошло?
— Там ничего не было. Они немного потолкались, и судья их удалил. После игры было много разбирательств, Алескерова даже не пустили на совещание с судьями. Наш тренер страшно ругался, потом писали в разные инстанции, но я считаю, что Ахмед был прав, потому что и удалили ни за что, и пенальти не было. Все было сделано специально, ведь это большие деньги, а мы что, нищие…
— Юрий Михайлович, по вашему мнению, какой «Черноморец», участвовавший в еврокубках, был сильней — в середине 70—х, 80—х или 90—х?
— Конечно, наша команда. Хотя команда Виктора Прокопенко 80—х годов тоже была очень сильной, но мне было трудно за ними следить, потому что я не всегда был в Одессе. Поэтому не могу сказать насчет 80—х. Что касается «Черноморца» 90—х, то это уже была команда не такого высокого уровня, так же как и чемпионат Украины нельзя сравнивать с первенством Союза.
— Расскажите об интересных, смешных случаях, связанных с вашей игровой и тренерской карьерой в «Черноморце».
— Моментов было много интересных. Конечно, запомнились забитые голы. Один раз удалось забить в падении через себя, я любил наносить этот удар, когда положение было безвыходным. Смешное… Когда был помощником Алескерова Ахмед меня посылал за ворота во время матча, когда был туман или еще какие—нибудь непредвиденные ситуации, и я подсказывал вратарю, защитникам. Очень переживал, кричал им, а судьи меня прогоняли.
— Как вам современный «Черноморец»?
— Стараюсь следить, разумеется, за любимой командой. Нам, ветеранам одесского футбола, сделали пожизненные пропуски на футбол. Сейчас я сильно болел, некоторое время не ходил на футбол, смотрю в основном по телевизору. Конечно, хорошая команда. Альтман молодец, ребята молодцы, я думаю, они останутся на третьем месте. Альтман нашел с футболистами контакт, беседует с ними, настраивает на игры. Вообще, сейчас другой футбол, более скоростной, в нем гораздо больше движении, чем в наше время. Раньше можно было постоять в середине поля, а сейчас такое невозможно представить. Так что, все же, если сравнивать «Черноморцы» разных лет, то современная команда сильнее всех предыдущих, потому что сам футбол очень далеко ушел вперед.














